Морские термины

БАК [нидерл. bak букв. корыто]. Носовая часть верхней палубы судна.

БАКШТОВ [нидерл. backstouw < back (bac) судно + touw канат, трос]. Конец троса, выпускаемый с кормы стоящего на якоре судна для крепления находящихся на воде судовых катеров и шлюпок.          

БОЦМАН — [нидерл. bootsman букв. лодочник]. В морском флоте: лицо младшего начальствующего состава, которому судовая команда подчинена по хозяйственным работам

БУЙРЕП[нидерл. boeireep < boei буй + rеер трос]. Трос, которым буй соединен с якорем. 

ВИРА У такелажников, строителей выражение в знач.: поднимай вверх! В. помалу! (команда).

ГАК — [нидерл. haak]. Железный или стальной крюк, предназначенный для подъема тяжестей, подвески шлюпок и т. п.

ГАКАБОРТ — [нидерл. hakkebord < haak крюк + bord борт]. Верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.

ГРУНТОВ [нидерл. grondtouw]. Парусиновая лента или трос, охватывающие подвешенную на шлюпбалках шлюпку и предохраняющие ее от раскачивания. 

КВАРТЕРДЕК [англ. quarterdeck < quarter четверть, четвертая часть + deck палуба]. Приподнятая часть верхней палубы в кормовой части судна.  

КОРМА — Задняя часть судна, лодки и нек-рых других транспортных средств. К. корабля, транспортного самолёта.

КРЕНГЕЛЬС [англ. cringlesмн. от cringle]. Кольцо, вставляемое в отверстие паруса для продевания концов веревок. 

ЛАГ — [нидерл., англ. log]. Прибор для измерения скорости судна (или пройденного судном расстояния).                  

ЛАГЛИНЬ [нидерл. laglijn < log лаг1 + lijn трос, веревка].мор. Тонкий корабельный трос особой выделки, используемый в лагах.

ЛЕЕР — [нидерл. leier]. Туго натянутый канат, трос, закрепленный с обеих сторон и служащий для крепления парусов, а также как ограждение, предохраняющее от падения людей за борт.   

ЛИНЬ [нидерл. lijn]. Корабельный трос толщиной меньше одного дюйма по окружности. 

ЛОЦМАН Специалист по проводке судов, хорошо знающий фарватер.

ЛЮВЕРС [нидерл. leuvers]. Круглое отверстие в парусе, тенте и т. п., окантованное металлическим кольцом, для продевания снасти, а также само такое кольцо. 

МАЙНА — У такелажников, строителей выражение: в знач. опускай вниз!. М. помалу! (команда).

МУСИНГ [англ. mousing, нидерл. muising < лат. mūs мышь]. Утолщение на середине или на конце троса, каната, служащее обычно опорой для ног при лазании по нему. 

НАЙТОВ — [нидерл. naaitouw < naaien шить + touw канат, трос]. Тип крепления в виде обвязки тонким тросом различных элементов оснастки судна. Принайтовать — соединить, закрепить с помощью найтова.          

ОГОН [нидерл. ogen букв. глаза]. Петля на конце или посредине троса (снасти), которая надевается на мачту, гафель и т. п.  

ПАЛУБА — Горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. Верхняя, нижняя п. Подняться из каюты на палубу. П. аэробуса.

ПЕРЛИНЬ — [нидерл. paardelijn]. Пеньковый корабельный трос толщиной от 10 до 15 см по окружности.  

РЫНДА — [< англ. to ring the bell звонить в колокол]. В выражении: рынду бить — на парусных судах: звонить в колокол в знак того, что наступил полдень.

ТАБАНИТЬ — Грести в обратную сторону для движения лодки кормой вперёд, для поворота. Табань одним левым!

ТАКЕЛАЖ — [нидерл. takelage < takelen оснащать (судно)]. Все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и управления парусами. Стоячий т. (неподвижно закрепленные снасти). Бегучий т. (подвижные снасти).

ТАЛРЕП [нидерл. talreep, taliereep < talie конец (троса) + reep трос]. Приспособление для натягивания стоячего такелажа1, штуртросов, лееров, а также для крепления по-походному различных предметов на палубе и в помещениях судна.   

ФАЛ — [нидерл. val < vallen падать]. Веревка, снасть, с помощью которой на судах поднимают паруса, реи, флаги, сигналы и т. п.             

ФАЛИНЬ [нидерл. vallijn < val фал + lijn веревка, канат]. Веревка, крепящаяся к носу или корме шлюпки. | С помощью фалиня шлюпка буксируется, привязывается к пристани или к борту судна.           

ФАЛРЕП [нидерл. valreep < val фал + reep трос]. Веревка, за которую держатся, поднимаясь на судно или спускаясь с судна по трапу.  

ФАРВАТЕР —  Часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов и свободная от навигационных опасностей.

ШВАРТОВ — [нидерл. zwaartouw < zwaar тяжелый + touw канат]. Канат, трос, которым судно привязывается к пристани или к другому судну во время стоянки. Отдать швартовы! (команда, означающая: отвязать судно от причала).

ШКЕНТЕЛЬ — [нидерл. schenkel]. Стальной или пеньковый трос, служащий для передачи усилий лебедки через направляющие шкивы на поднимаемый груз или снасть.           

ШКИВ — [нидерл. schijf букв. круг]. Колесо с ободом или канавкой по окружности, которое передает движение приводному ремню или канату.

ЮТ — [нидерл. hut букв. хижина]. Кормовая часть верхней палубы судна. 

Be the first to comment on "Морские термины"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*