27 июля – День Военно-морского флота России

     ВОЕННО-МОРСКОЙ флот России как самостоятельный вид вооруженных сил, складывался в период с конца XVII до начала XX века. Создание регулярного военного флота в России – историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII—XVIII вв. главным препятствием для ее экономического и социального развития.
     Первая постоянная группировка сил – Азовский флот – была сформирована из кораблей и судов, построенных зимой 1695—1696 гг., и предназначалась для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов. 30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть…», что стало первым законом о флоте и позднее признано официальной датой его основания.

В ходе Северной войны 1700—1721 гг. определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени. Это борьба против военно-морских сил противника, служба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Удельный вес этих задач менялся по мере изменения материальных средств и характера вооруженной борьбы на море. Соответственно этому менялись роль и место отдельных родов сил, входивших в состав флота.
     Так, до Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период Второй мировой эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.
     До Первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия) существовали с начала ХVIII века, однако организационно в состав флота не входили.
     В 1914 г. были сформированы первые части морской авиации, которая в 1916 г. также приобрела признаки самостоятельного рода сил. День авиации ВМФ отмечается 17 июля в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем именно в 1916 г. Окончательно ВМФ как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.
     15 января 1938 г. постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб.
     А до этого, в период становления регулярного флота России, его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. 22 декабря 1717 г. по указу Петра I для повседневного управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 г. образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство и просуществовавшее до 1917 г. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны – с созданием 7 апреля 1906 г. Морского генерального штаба. Во главе российского и советского флота стояли такие известные флотоводцы, как Петр I, П.В. Чичагов, И.К. Григорович, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Горшков.
     Постоянные группировки сил на морских театрах складывались по мере решения Российским государством исторических задач, связанных с приобретением выходов в Мировой океан, включением страны в мировую экономику и политику. На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая 1703 г., Каспийская флотилия – с 15 ноября 1722 г., а флот на Черном море – с 13 мая 1783 г. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 г. и 1 июня 1933 г.
     Наибольшее развитие флот получил к середине 80-х годов прошлого века. В то время в его составе имелось четыре флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.
     На протяжении всей своей славной истории русские и советские военные корабли можно было видеть на всех широтах морей и океанов не только с военными целями, но и открывавшими новые земли, проникавшими в полярные льды для научных исследований. Изучение и описание русскими военными моряками северных берегов Сибири, Камчатки, Аляски, Алеутских и Курильских островов, Сахалина, Охотского моря, кругосветные плавания, открытие Антарктиды имели мировое значение.
     Так, например, первыми в истории человечества к берегам загадочной, непознанной земли Южного полушария подошли корабли русской высокоширотной экспедиции – шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием капитана Ф.Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М.П. Лазарева. Произошло это в далеком 1820 году. Российские моряки обошли вокруг Антарктического материка, несколько раз приблизившись к его берегам, и таким образом в общих чертах определили его очертания.
     Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева продолжалась 751 сутки. Из них в Южном полушарии корабли находились 535 дней, причем 122 дня – южнее шестидесятой параллели и 100 дней – во льдах. За все время плавания экспедиционные корабли прошли в общей сложности почти 50 тысяч миль, что более чем в два раза превышает длину экватора. Русская антарктическая экспедиция была замечательна еще и тем, что собрала ценнейшие сведения о природе Южного полушария и совершила ряд географических открытий в других районах Мирового океана. За время плавания было открыто 29 островов, из них два – у берегов Антарктиды. Астрономические определения географических координат, в которых находились экспедиционные суда во время плавания, а следовательно и карты, составленные экспедицией, отличались исключительной точностью.
     Вблизи ледяного континента были предприняты уникальные научные наблюдения, обогатившие науку важными сведениями о природе южной полярной области. Так, наблюдения за волнением, распределением морских льдов и айсбергов, а также за течениями позволили составить представление о тех районах Южного океана, о которых раньше ничего не было известно. По данным магнитных наблюдений, весьма тщательно выполнявшихся в экспедиции, Беллинсгаузен вычислил координаты магнитного полюса в Южном полушарии на 1819—1821 гг. Это были первые сведения о положении Южного магнитного полюса, основанные на наблюдениях, выполненных непосредственно в Антарктике.
     Первая русская антарктическая экспедиция, открыв ледяные берега Антарктиды со стороны Африки и скалистые горы Земли Александра I в юго-восточной части Тихоокеанского сектора Южного океана, положила начало открытию остальных частей Антарктического континента. Кроме того, кругосветное плавание русских кораблей вблизи берегов Южнополярного материка среди дрейфующих льдов и айсбергов развеяло легенду о недоступности антарктических вод в высоких широтах.
     24 июня 1821 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Кронштадт. Цель первой в истории кругосветной антарктической экспедиции была полностью достигнута. Наблюдений и исследований проведено столько, что Фаддею Фаддеевичу потребовалось целых три года для обработки записей в вахтенных журналах и других собранных материалов. Началась подготовка к изданию книги, которое было осуществлено в 1831 году.
     РОЛЬ флота в истории России всегда выходила за рамки выполнения им чисто военных задач. Наличие флота способствовало проведению нашей страной активного внешнеполитического курса. Морское могущество не раз становилось сдерживающим фактором для противников нашего государства.
     Значительной была роль флота в становлении национального самосознания. Победы при Гангуте, Гренгаме, Эзеле, Чесме Фидониси, Калиакрии, Наварине, Синопе стали предметом национальной гордости. Наш народ свято чтит память выдающихся флотоводцев Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, М.П. Лазарева, В.Н. Корнилова, П.С. Нахимова, Н.Г. Кузнецова.
     Вот еще лишь несколько славных страниц флотской истории. Первая в истории России морская победа русского флота над шведской эскадрой у мыса Гангут (п-ов Ханко, Финляндия), в Балтийском море 9 августа 1714 года. Гангутское сражение между русским и шведским флотами сыграло важную роль в благоприятном для России исходе Северной войны 1700—1721 гг. К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту. В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер и вспомогательных судов с 15-тысячным войском) под командованием генерала-адмирала Ф.М. Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата и отряд гребных судов) под командованием Г. Ватранга.
     Петр I применил тактический маневр. Он решил часть своих галер перебросить в шхерный район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил). Узнав об этом, Ватранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер, 3 шхер-бота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншельд. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье готовился нанести удар по главным силам русского флота.
     Петр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала и погода. Утром 6 августа (26 июля) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили маневренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора М.Х. Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.
     Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путем, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду. В 14 часов 7 августа (27 июля) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. Две первые атаки шведам удалось отбить огнем корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Петр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался и флагманский шведский корабль. Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.
     Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов в условиях шхерного района, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать маневр противника и навязать ему свою тактику. Высокие морально-боевые качества солдат, матросов и офицеров позволили русскому флоту нанести поражение численно превосходящему шведскому флоту.
     Оценивая значение флота для государства, Петр I после победы при Гангуте сказал: «Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, – обе руки имеет»…

 

http://www.redstar.ru/2008/07/23_07/3_03.html

Be the first to comment on "27 июля – День Военно-морского флота России"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*