14 июля 1933 года стартовала экспедиция на «Челюскине»

Дата 14 июля 1933 года стала знаменательной для нашей истории: в этот день стартовала арктическая экспедиция на пароходе «Челюскин», названном в честь русского полярного исследователя Семена Ивановича Челюскина. Участники экспедиции должны были за одну навигацию пройти по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток, тем самым доказав пригодность этого пути для транспортировки грузов обычным, не ледокольным транспортом. За ходом экспедиции следила вся страна.

Пароход прошел весь маршрут, вошел в Берингов пролив, но началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море, а 13 февраля 1934 года был раздавлен льдами и затонул между мысами Северный и Уэлен. Один человек из экипажа погиб, остальные 104 высадились на льдину. Два месяца шла операция по спасению челюскинцев. Подвиг полярников стал символом эпохи и несгибаемого русского характера. Однако тайна гибели корабля так и осталась неразгаданной. Официальная версия – корабль раздавлен льдами — аксиомой не является.

Сквозь льды без ледокола

Обычное торговое судно «Челюскин», приобретенное в Дании, к плаванию во льдах было абсолютно не приспособлено, и даже после «переделки» один из членов госкомиссии отказался подписывать акт приемки, сказав, что за судьбу такого судна ручаться не может. Выполнив основную задачу, челюскинцы должны были сменить зимовщиков на острове Врангеля, к которому четыре года подряд из-за льдов не могло подойти ни одно судно. Предполагалось, что в пути пароход будут сопровождать ледоколы, однако по сложившимся обстоятельствам он двинулся во льды один.

Трагедия начала свой отсчет с 18 сентября, когда пароход зажало тяжелыми льдами, медленно дрейфующими к Берингову проливу. Три месяца спустя люди потеряли надежду — пароход начали готовить к зимовке. Но спустя еще два месяца, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море «Челюскина» раздавило льдами – корабль ушел на дно всего за два с небольшим часа. Все челюскинцы благополучно сошли на лед, за исключением завхоза экспедиции Могилевича, погибшего при эвакуации. Снабжением и продовольствием потерпевшие бедствие были вполне обеспечены, но жизнь их все время находилась в опасности: льдины, на которых располагался палаточный лагерь, время от времени ломались. До материка было всего 150 километров, но о том, чтобы добраться туда самостоятельно, не могло быть и речи. Оставалось уповать на помощь Большой земли.

Спасти любой ценой!

Телеграмму о гибели «Челюскина» опубликовала «Правда». Сразу же была создана правительственная комиссия по спасению, и вскоре к палаточному лагерю отправились первые собачьи упряжки, но спустя три дня спасателей отозвали, ибо потребовалась бы мобилизация почти всех собак Чукотки. Надежда оставалась только на авиацию. Вся страна принимала участие в спасении: предлагались всевозможные проекты, ремонтировались и снаряжались ледоколы, готовились к подвигам добровольцы. Мир вслушивался в радиоэфир, ловя сообщения из Арктики. Западные газеты, бурно обсуждавшие происшествие, пророчили полярникам верную гибель… Но 5 марта на самолете молодого летчика Ляпидевского было вывезено двенадцать человек, а к 13 апреля палаточный лагерь оставили последние участники экспедиции. Два месяца «челюскинской эпопеи» завершились.

Жизнь после льда

Спасшихся участников экспедиции ждала новая жизнь: поездки, награды, бесконечные интервью… правительство наградило челюскинцев орденами и медалями. Еще более высоко оценили действия спасателей: семь полярных летчиков, спасавших экспедицию, совершивших в общей сложности 24 рейса, были удостоены звания Героев Советского Союза.

После окончания «челюскинской эпопеи» серьезных попыток проникнуть к останкам корабля практически не предпринималось. Одно время распространялась информация, что на дне Чукотского моря обнаружен легендарный пароход. К сожалению, она не подтвердилась. Несколько лет назад экипаж научно-исследовательского судна «Академик Лаврентьев» пытался найти судно, используя новейшие технические средства. Безуспешно. Геофизики, работавшие на борту «Академика Лаврентьева», отметили необычно высокую илистость дна Чукотского моря и сильное течение. По мнению исследователей, течение могло унести судно в неизвестном направлении, или же его занесло илом.

Подготовила Татьяна ШЕПЕЛИНА

http://www.tumentoday.ru/?pub=26466 

 

Be the first to comment on "14 июля 1933 года стартовала экспедиция на «Челюскине»"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*