Из истории дрейфующих станций

<Предлагаем вашему вниманию статью из «Океанографической энциклопедии» посвященную полярным дрейфующим станциям. Она была написана американским специалистом,  что достаточно интересно.

Научно-исследовательские станции, создаваемые на дрейфующих льдинах, известны как Д. с. Поскольку Арк­тический бассейн недоступен для надводных судов, в том числе и научно-исследовательских, Д. с. выполняют их роль, т. е. служат для проведения научных исследований (океанографических, метеорологических, геофизических и др.). Предшественниками современных дрейфующий станций были вмерзшие в многолетний лед и дрейфовавшие вместе с ним суда пер­вых исследователей Арктики, например «Фрам» — судно Норвежской полярной экспедиции 1893—1896 гг., возглав­ленной Фритьофом Нансеном, «Мод» — судно экспедиции 1918—1925 гг., возглавленной Руалем Амундсеном.

Эти экспедиции внесли важный вклад в океанографию и метеорологию, они же показали ценность Д. с. Совершен­ствование воздушного транспорта и радиосвязи в первой трети 20 в. сделало возможным создание Д. с. уже на дрей­фующих льдинах. В Арктическом бассейне под площадку для Д. с. используется лед двух типов. Дрейфующие ледяные поля — замерзшая морская вода — служат основанием для боль­шинства Д. с. Арктический многолетний лед состоит из большого количества ледяных полей, тесно прижатых друг к другу. Толщина ледяных полей, выбираемых для Д. с, обычно достигает трех метров, а их площадь равна нескольким квадратным километрам.

Дрейфующие ледяные острова — второй тип льда, используемого для дрейфующий станций. Они представляют собой доста­точно толстую массу льда, отколовшуюся от шельфовых ледников о. Элсмир и других островов Канадского Арктического архипелага. Толщина ледяных островов ко­леблется от 15 до 50 м, площадь — от нескольких квадрат­ных метров до нескольких сотен квадратных километров. Их преимущество перед ледяными полями заключается в большей продолжительности существования.

Например, американская Д. с. «Т-3», созданная на дрейфующем ле­дяном острове, отколовшемся от о. Элсмир, работает с 1952 г.1 до настоящего времени, в то время как большин­ство Д. с. на ледяных полях существовало только год или два. Однако ледяные поля предпочтительнее в ка­честве базы для определенных видов исследований, на­пример, таких, как изучение теплового бюджета, которые требуют ледовой обстановки, типичной для всего Север­ного Ледовитого океана.Первая Д. с. была организована СССР в мае 1937 г.

Северный Полюс - 1, Папанин 

Группа из четырех человек во главе с И. Д. Папаниным была высажена на лед около Северного полюса. Научные наблюдения велись в течение девяти месяцев. За этот пе­риод льдина продрейфовала 2050 км. В феврале 1938 г. Д. с. была снята ледоколами в районе зал. Скорсби Грен­ландского моря. На примере этой Д. с. стала очевидна возможность их организации при помощи самолетов.В военные годы полярные исследования были временно прекращены. Вторая Д. с, «СП-2», была создана также СССР в 1950 г. В настоящее время в Арктическом бассейне постоянно работают две действующие Д. с. СССР. Когда плохие ледовые условия вызывают эвакуацию какой-либо Д. с, почти немедленно на другой льдине создается новая

Американские дрейфующие станции начали работать с 1952 г., с ор­ганизации Д. с. для научных исследований на ледяном острове «Т-3». Во время Международного геофизического года (МГГ) (1957—1958) действовали Д. с. «Альфа» и «Т-3». Д. с. «Чарли» была организована США в 1959 г. Позднее США были созданы Д. с. «Арлис-I (1960—1961) и «Арлис- 2 (1961 — 1965). Д. с. «Арлис-I — единствен­ная, созданная скорее с помощью ледокола, чем само­лета.Д. с. «Т-3» и «Арлис 2» расположены на ледяных дрейфующих островах. За период МГГ единственной со­ветской Д. с, расположенной на ледяном дрейфующем острове, была Д. с. «СП-6»; остальные советские Д. с. были созданы на многолетнем льду.

Лед движется под влиянием ветра и океанических течений. Обычно скорость дрейфа льда составляет прибли­зительно 1/50 скорости ветра, и в своем движении он от­клоняется приблизительно на 30° вправо от направления действующего ветра, подчиняясь отклоняющей силе вращения Земли. На это эмпирическое правило впервые обратил внимание Нансен. Лед у канадского побережья Северного Ледовитого океана описывает круг по часовой стрелке. Эта круговая циркуляция образуется под влия­нием ветров, обусловленных областью высокого давления (антициклона), часто наблюдаемой над этой частью океана.

Требуется около 10 лет для завершения круговой цир­куляции. «Т-3» прошла две такие орбиты. На евра­зийской стороне Арктического бассейна лед дрейфует главным образом по направлению к проливу между Грен­ландией и Шпицбергеном, хотя антициклоническая цир­куляция и происходит на обширном пространстве, зани­маемом шельфом. Самая большая скорость дрейфа льда Северного Ледовитого океана наблюдается в Восточно-Гренландском течении, и в этом районе постоянные океани­ческие течения, возможно, имеют большое значение. На Д. с. проводятся исследования по морской геоло­гии и геофизике, биологии, акустике, океанографии, си­ноптической метеорологии и т. д..

Дрейфующие станции особенно ценны для продолжительных и подроб­ных исследований, которые трудно вести с подводных ло­док или самолетов. Многие полярные явления (полярные сияния, магнитные эффекты), а также роль полярного района в формировании теплового бюджета, вероятно, и в будущем будут изучаться с Д. с.

КЕННЕТ Л. ХАНКИНС

Прим. ред.1 Это заключение недостаточно обосновано. Известно, что такие же ледяные острова существовали менее продолжительное время. Так, Д. с. «СП-6» около 3 лет находилась в пределах Арктического бассейна и была вынесена в Гренландское море. Ледяной остров «СП-18» раскололся в первый же год (см. Антонов В. С. Природа движения вод и льдов Северного Ледовитого океана. Тр. ААНИИ, 1968, т. 285, с. 148—177).

2 Д. с. «СП-10» также была высажена с атомохода «Ленин», а «СП-18» — с ледокола «Москва» (см. ТрешниковА. Ф. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. Л., Гидрометеоиздат, 1970).

3 О программе исследований и условиях жизни на советских дрейфующих станциях «Северный полюс» см.Папанин И. Д. Жизнь на льдине. Дневник. М., «Мысль», 1972; Трешников А. Ф. У полюсов Земли.Дневники полярных экспедиций, М., «Сов, Россия», 1966.

 

Источник:  Океанографическая энциклопедия, 1974 год, с. 156 — 157

(прим.  будьте бдительны — наука могла уйти далеко вперед)

Другие статьи из энциклопедии можно найти здесь.

Карту дрейфа станции Северный Полюс — 35 можно посмотреть здесь

Дополнительно — история освоения Северного Полюса 

 

 

Be the first to comment on "Из истории дрейфующих станций"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*