Создание Главного Управления Северного морского пути

В  эти дни люди, биографией связанные с Севером, вспоминают знаменательную дату в отечественной истории — 75-лет с момента создания Главного Управления Северного морского пути. Сосредоточив огромный созидательный потенциал, ГУ СМП сыграло выдающуюся роль в изучении и промышленно-транспортном освоении Арктики, в сохранении и развитии культуры народов Севера… Вот как выглядел документ, который дал старт планомерному наступлению на «белые пятна» Арктики.

ПРИКАЗ  1
по Управлению Северного Морского Пути при СНК СССР 1 января 1933 г.

п.1
Объявляется  Постановление  СНК СССР  от 17.12.32  об образовании Главного Управления Северного Морского пути при СНК СССР.
п.2
С сего числа считать ГУСМП  начавшим  работу.
п.3
С сего числа приступил к исполнению обязанностей Начальника ГУСМП.
п.4
Назначаю т.т. Шевелёва М.И. и Ушакова Г.А. исполняющими обязанности заместителей Начальникака  ГУСМП.
п.5
На тов. Шевелёва М.И. возлагаю руководство вопросами морского и воздушного флота.
На тов. Ушакова Г.А. возлагаю руководство вопросами полярных радиостанций, гиметслужбы и научно-исследовательских работ.

Этот материал для публикации на сайте Информационного агентства «Двина-Информ» любезно предоставил Геннадий Чумаченко, сотрудник Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева ( Москва). К слову сказать, история освоения Севера — одно из направлений работы Морской Арктической комплексной экспедиции   этого института.

«Отмечая 75-летие с момента создания Главного Управления Северного морского пути, мы публикуем фрагмент воспоминаний Марка Ивановича Шевелёва (1904-1991), непосредственного участника событий тех лет и очевидца того, как готовилось это Постановление Совнаркома и Политбюро ЦК ВКП (б).
Надо сказать, что М.И. Шевелёв — в истории освоения Севера личность легендарная. Ближайший сподвижник О.Ю.Шмидта, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза, руководитель экспедиции по высадке станции СП-1, один из создателей Полярной авиации Главсевморпути и ее руководитель в течение более 30-ти лет, начальник штаба Авиации дальнего действия, — это далеко не полный перечень дел, выпавших на его долю. 

Нам посчастливилось общаться с Марком  Ивановичем  в 1984-1989 г.г. во время съемок фильмов  с его участием  о радиолюбителях-северянах  (ЦТ)  и перегоночной авиатрассе Аляска-Сибирь («Мост», Красноярская киностудия).  Не по годам подвижный и легкий на подъем, прекрасный рассказчик, сохранивший в своей памяти живые подробности той эпохи, доброжелательный и остроумный собеседник — таким он запомнился всем, кто тогда с ним встречался. Мы рассчитывали продолжить нашу совместную работу, надеясь сохранить для истории его рассказ о драматических страницах  становления СМП,  однако  из-за проблем, свалившихся на всех нас в начале 90-х, нам так и не удалось сделать это. С кончиной  Марка Ивановича  ушел целый пласт истории Северного морского пути.  К счастью,  в 1999 г. трудами К.Л. Буштуевой и Н.Г.Григорьевой  в издательстве НПО «МОДЭК» (Воронеж) вышла книга воспоминаний  М.И. Шевелёва «Арктика — судьба моя»  в скромном формате и тиражом всего 999 экз. Сейчас это настоящий библиографический раритет. Со временем, может быть, найдутся люди, которые возьмутся за осуществление второго издания.
А пока, представляя для публикации отрывок  из  воспоминаний Марка Ивановича, мы хотя бы в такой форме и хотя бы частично надеемся вернуть свой долг .»
Геннадий Чумаченко  (Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, Москва)

.В 1932 году закончился поход «Сибирякова» под руководством Отто Юльевича Шмидта. Впервые в истории Арктики пароход прошел Северным морским путем за одну навигацию, без зимовки, что в свое время не удалось таким  знаменитым исследователям Арктики, как Норденшельд, Амундсен, Нансен. Опыт «Сибирякова» был настолько впечатляющим, что после окончания экспедиции  О.Ю. Шмидт был приглашен в правительство для сообщения  о походе. Ему и  В.В. Куйбышеву было поручено подготовить доклад с предложениями о возможностях плавания по Северному морскому пути и о том, что необходимо сделать, чтобы суда могли плавать регулярно. Была собрана группа людей, уже работавших в Арктике, и в частности, в Комсеверопути, где я тогда работал. Пригласили и меня.

Мы готовили этот доклад почти до самого заседания, вносили поправки прямо в кабинете Куйбышева, который помещался тогда в здании в самом начале Калининского проспекта, где теперь находится Музей архитектуры им. А.В. Щусева. Кабинет был угловой, нас было много, все отчаянно курили, стоял сизый дым, хоть топор вешай. Рядом в комнате стучали машинистки. Куйбышев и Шмидт часто заходили и торопили нас. В конце концов  взяли папку и через Троицкие ворота пешком пошли в Кремль. А мы остались ждать, чем все это кончится, и опять курили.

Часа через два они возвратились. Куйбышев всю папку шлепнул на стол и сказал: «Никуда не годится! Все надо переделывать!» Но мы увидели лукавое выражение глаз и у него, и у Шмидта,  не  такое, когда приходят с неудачей. Сели.  Куйбышев: «Хоть окна отворите! Дышать нечем!» И они начали рассказывать. Рассказчики оба были прекрасные. В основном говорил Куйбышев, а Шмидт вступал время от времени, подавал реплики.

Услышали мы примерно следующее. По нашему проекту мы всем наркоматам надавали десятки распоряжений. Разные объекты должны были строить различные организации, в чьем ведомстве находились те или иные функции. Скажем, Наркомпочтель должен отвечать за строительство радиостанций, Внешторг должен был закупать ледокольные пароходы и т.д.

Когда все это доложили на Политбюро, Сталин, который, покуривая трубку, ходил вдоль стола, спросил: «Вы думаете, это все можно осуществить?» Ответили: «Если будет решение». Сталин: «Покажите, где это ваше Тикси?» Шмидт подошел к карте и показал. Сталин хмыкнул: «Ну да! Мы этот Наркомвод каждую неделю ругаем за то, что он нефть из Баку по Волге не может как следует перевезти, а вы хотите, чтоб он думал о вашем Тикси, порт там строил? Он же думает, что завтра получит выговор за перевозку нефти, а за ваши дела, за Тикси, выговор ему грозит года через два-три. Не сделает он ничего в Тикси!»

Примерно такой же разговор был и по Наркомпочтелю, который газеты вовремя доставить не может. Куда ему радиоцентр строить на Диксоне! Шмидт показал на карте Диксон. «Нет, не будет он Диксоном заниматься, кому-нибудь поручит. Так дело не пойдет! Арктика — вещь сложная. Надо создавать организацию, которая отвечала бы за все. И знала бы — отвечает за Арктику и больше ни за что. А мы с нее спросим — и строго! Тогда у вас дело пойдет. Давайте сделаем по-другому. Бумаги переделайте, а мы напишем постановление: создать при Совнаркоме  Главное управление Северного морского пути, поручим ему проложить путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать его, содержать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания. Пока хватит».

Документы были переделаны, и Совнарком и Политбюро приняли серьезное решение. Вся территория Полярного круга поручалась Главку со всеми отраслями народного хозяйства, начиная с транспорта, строительства промышленных предприятий и кончая торговлей, заготовками пушнины, созданием культурных баз, школ, больниц. Сталин сравнил эту организацию с когда-то существовавшей Ост-Индской компанией. Только у нас построена  она должна быть не на крови, не на костях местного населения, а на базе поднятия их культуры. Пошутил, что вот у  Ост-Индской компании были свои войска для подавления восстаний, а у нас все должно решаться мирным путем, поэтому  «пушек  Шмидту не давать!»  На основании этих указаний Сталина позже было разработано большое постановление о строительстве новых ледоколов, которых тогда не было, о создании полярной авиации, развитии промыслов, промышленности, о строительстве новых заводов.

Так состоялось рождение Северного морского пути. Мы начали работать. Приказ 1, который отдал Шмидт, датирован 1 января 1933 года, так как с этого дня началось финансирование, открывались счета, штабы и т.д. Помещались мы тогда в маленьком домике  рядом с гостиницей «Россия», там сейчас восстановлена церковь.
Надо было набирать людей, создавать авиацию.

(ИА «Двина-Информ»)

http://www.dvinainform.ru/actual/2008/01/29/64123.shtml 

 

Be the first to comment on "Создание Главного Управления Северного морского пути"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*